Погожим летним вечером, прогуливаясь по Приморскому бульвару, мы услышали музыку: приятную, знакомую, в чистом живом исполнении. Выйдя на Думскую площадь, увидели двух парней, которые играли на гитаре и губной гармошке регги, блюз и рок-н-ролл, собрав вокруг себя немало подпевающих и подтанцовывающих зрителей. Подкупало «чистое» звучание и артистизм уличных музыкантов, отличное исполнение популярных песен и приличный репертуар собственных сочинений. Так мы познакомились с Сашей и Феликсом, которые оказались весомой творческой частью одесской группы «Хайвей». Уже на следующий день после знакомства у нас получилась интересная беседа о музыке и деньгах, об успехе и лени, и даже о женщинах немного поговорили.
Вы выступаете в одесских клубах, были с концертами в Киеве, Москве. Что заставляет вас играть на улице?
Феликс: Нам нравится выступать для прохожих, нам нравится незапланированость. Идут себе люди, слышат музыку и нам интересно, как они на нас отреагируют. А еще мы – музыканты, и у нас есть жажда музицировать (Улыбается.)
Саша: Полчаса назад мы сидели дома, а буквально вышли из подъезда и совсем другая ситуация – мы в центре внимания.
Ф.: И люди в Одессе очень приятные, перед ними нет никакого страха, поэтому нам особенно нравится играть именно на одесских улицах.
А где еще так выступали?
С.: В Крыму замечательно играть, возле моря точно также. В Киеве чаще играли в переходах, но там как-то темновато. Вот в Ужгороде отлично. Там, где местные жители любят пройтись вечером по любимому городу, играть всегда хорошо. Прекрасный показатель, когда люди просто гуляют по своему городу, значит, они расслаблены, не думают о работе или каких-то своих проблемах. Они живут и наслаждаются жизнью, а музыкальность всего мира дополняет это.
Вы больше нигде не работаете?
(Хором.)
Ф.: Мы работаем над музыкой.
С.: Мы пишем песни и их продвигаем.
А кто именно пишет песни?
С.: Тексты пишет Феликс, а музыку – мы вместе. Одну песню мы написали недалеко отсюда, на спуске. Сидели с гитарой, было лето, тепло. А в такое время отлично сочинять реггей или что-то такое.
Ф.: Просто мы с Сашей из хипповой тусовки: любим ездить автостопом на всякие сборища…
С.: Как там в песне поется: «Наша крыша небо голубое», то есть дом, он сейчас здесь, вот здесь я живу.
Такая беззаботная философия не мешает сосредоточиться на работе?
С.: Я, когда пою, вижу, на чем мне хотелось бы сосредоточиться. Этот момент просто запоминаешь, и постепенно его разрабатываешь вне концертов и выступлений.
Ф.: Не, вообще такая философия рок-н-рольная подразумевает под собой, что все должно быть легко. А сейчас мы сталкиваемся с тем, что над музыкой надо работать. Легкое природное состояние духа, когда ты не ходишь на работу и не напрягаешься, надо поддерживать, это в общем-то суть того, о чем мы поем, но работать над музыкой надо много. И эта философия, она несомненно говорит: «Да ладно, тусуйся иди, а не три часа играй гаммы». Есть такое дело.
У вас есть какие-то глобальные цели в музыке?
Ф.: Я хочу поехать в Нью-Йорк с одесскими песнями. Мы играем рок-н-ролл, регги, хиппово направленную музыку. А в последнее время я начал ощущать музыкальные корни, а корни-то еврейско-одесские (улыбается). И я подумал: «а что если взять эту тему и исполнять ее». У меня получается, как мне кажется, весьма честно и искренне. И да, поездить по миру, рассказать за Одессу-маму.
Насколько украинская музыка и музыканты потенциально востребованы в мировом масштабе?
С.: Если делать свое дело добросовестно, то очень востребованы. Элемент удачи тоже присутствует.
Ф.: Есть волна популярности на определенную музыку, а есть сочетание стилей, которое делает востребованной любую музыку.
С.: Например, сочетание этно и современной музыки, когда разные категории слушателей понимают, в чем суть, когда есть единый центр, который их отражает и объединяет.
Какую музыку слушаете, кроме тех направлений, в которых работаете сами?
Ф.: Джаз. Я читаю книжку про историю джаза: прямо выписываю себе имена и слушаю последовательно.
С.: Сейчас очень много электронных стилей, у них много названий, я не сильно разбираюсь, но нравится экспериментальные проекты со смешиванием живых и электронных инструментов. Может, и мы когда-нибудь что-то подобное захотим сделать.
Ф.: Много разной музыки слушаем. Летом, когда автостопом много ездим, то в основном шансон, потому что его водители слушают. (Улыбаются)
Можно ли заработать тем, чем вы занимаетесь?
С.: Жить, играя на улице, можно. На хлебушек, на струны, на все самое необходимое хватает.
Ф.: На загранпаспорт!
С.: Феликс вот на загранпаспорт насобирал.
Ф.: Когда только начинаешь играть, первые четыре дня, есть энергия, которую ты отдаешь, но через две недели это проходит. Ты же не можешь играть каждый день новые песни или выкладываться, как на концерте. А если просто быть «аскером» (от англ. «to ask» - «просить») или как это еще называется «стритовать» (от англ. «street» - «улица»), то пропадает светлая эмоция и начинается работа, а любая работа – это неприкольно.
С.: Но мы постоянно меняем обстановку: выступаем в клубах, ездим по разным городам, занимаемся довольно плотно сессионной работой, а потом делимся накопленными эмоциями с людьми.
Ф.: А вообще в Украине музыкант без проблем может прожить.
За счет чего?
Ф.: Если он классный качественный музыкант. Если у него открыто сердце. И если он честно делает то, что он делает. Есть такие люди, которые жалуются, что вот у нас музыкантом не прожить. А ты у него спрашиваешь, а как часто ты играешь, а он говорит: два раза в неделю после работы. Так не бывает: музыкой ты либо занимаешься, либо нет. Тут нельзя разменяться.
С.: Если у него будет толковый менеджер или директор. А всегда, если ребята делают хорошую музыку, если есть на нее спрос, то найдется человек, который оценит это и скажет, давайте сделаем альбом.
Имеет ли смысл выпускать альбомы сегодня?
Ф.: Да, альбом – это определенная ступенька для музыканта, срез его мировоззрения в определенный период.
С.: Мы должны были еще весной альбом записать, но у нас уехал один из музыкантов, потом еще один ушел…
Ф.: Знаешь, два года – это такое время, когда ты понимаешь, ты хочешь музыкой заниматься или ты наигрался и уже в напряг немножко становится, потому что это требует от тебя отдачи, работы. Сразу ничего не приносит денег.
С.: Когда я был молодым, то думал, почему многие знакомые музыканты в 25-27 лет стригли волосы, женились, находили какую-то работу и бросали музыку. Видно, просто такой период, их социум забирал к себе: семьи, дети, мамы, бабушки.
Ф.: Женщины. Они все время говорят: иди работай, че ты пьяный опять пришел (Смеется).
Но женщина может и вдохновлять…?
Ф.: Может. Но в первую очередь, женщина стремится к мужчине, который сможет содержать семью, с которым можно жить. И это очень природно. Разве нет?
Наверное…
Ф.: Поэтому, если хочешь добиться в музыке чего-то, надо видеть, уметь, хотеть, работать, стремиться и т. д. Здесь очень много аспектов есть, ведь это не механический процесс, а очень тонкое чувство того, что происходит у тебя в душе.лера 2021-12-07 02:24:07
спасибо! заходите к нам еще:)
Наташа 2021-12-06 18:10:56
Спасибо muse shore за статью, сама летом заслушалась этих ребят возле думы, очень качественно играют, успехов им и вам в ваших начинаниях.
All rights reserved © museshore.com