Перед завершающим концертом «Немых ночей» была показана голливудская комедия «
Патси» в
сопровождении одесского джазового мэтра
Юрия Кузнецова. Тут-то и проявился тот самый лубок, о котором говорил Сергей Летов. Очень похоже, что режиссер
Кинг Видор снял этот фильм на чуть ли не личный заказ Уильяма Херста, известного медиамагната и владельца компании
Cosmopolitan Pictures Corporation. Не секрет, что Херст много лет состоял в любовной связи с актрисой
Мэрион Дэвис и немало способствовал продвижению ее кинокарьеры. Тем не менее, многие критики склонны считать Дэвис талантливой актрисой, а вот вмешательство в ее профессиональное развитие влиятельного любовника - скорее медвежьей услугой, нежели полезным покровительством. Так или иначе, а картина, представленная на фестивале, оказалась нудной и вовсе не смешной, да и музыкальное сопровождение особых чувств не будило. Сил для неравной борьбы со сном придавало только ожидание «
Dakh Daughters».
«
Dakh Daughters» действительно ожидались с замиранием сердца: с одной стороны, это проект без сомнения талантливых, чувствующих и понимающих драматургию и сценическое мастерство артисток из театра «
Дах», с другой — делая фрик-кабаре, всегда есть риск скатиться в отвратительную безвкусицу, пошлость и вульгарщину. Неизбежным было и сравнение с прошлогодним закрытием «Немых ночей», концертом
Марьяны Садовской «Odessa Underground», который лично меня задел до слез. Когда «Dakh Daughters» вышли на сцену, стало понятно — что-что, а плакать не придется. Даже проблемы со звуком на первой песне девушки сумели обыграть так, что сразу не было понятно, это запланированная часть выступления или технические издержки. Дальше —
больше: участницы коллектива пели, декламировали, шептали, кричали, визжали, играли на мыслимых и немыслимых музыкальных инструментах, прыгали, танцевали, замирали в диковинных позах, топали ногами, изливая на зрителей потоки безудержной, почти бесовской, сексуальной и музыкальной энергии и поднимая со стульев даже дремавших до их выхода людей, не говоря уже о тех, кто специально берег силы для последнего рывка фестиваля. «
Dakh Daughters» удалось взбудоражить одесскую публику несмотря на то, что в их составе был пробел — седьмая участница, виолончелистка и театральная актриса Нина Гаренецкая была в Германии на гастролях с этно-хаус коллективом «
Даха-Браха».
Итак, четвертый фестиваль немого кино и современной музыки «
Немые ночи» завершился ядреным коктейлем из театрального и музыкального искусства, стилизованным под кабаре. Что касается основной программы, то она тоже была насыщенной и неоднородной, оставив после себя много поводов для раздумий и анализа. К примеру, о схожести двух эпох, немого кино и современного: сейчас, как и тогда, в 20-30 годах ХХ века, происходит своеобразный переход от развлечения с помощью невиданных ранее технологий к использованию этих самых технологий для высокохудожественного выражения важных чувств и идей.
Фотограф Петр Кочерга. Автор фотографии с грозовым небом над причалом - Максим Финогеев. На заглавном фото - кадр из фильма Николая Шпиковского "Хлеб" (1930).